lupersolski (lupersolski) wrote,
lupersolski
lupersolski

Category:

О жестокости в детской среде.






Буллинг.
Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Ситуация, которая сложилась во многих школах, шокирует и тревожит: подростки выясняют отношения в драке, а их одноклассники наблюдают ее и снимают на видеокамеры сотовых телефонов. Увлечения подростков сценами насилия, казавшиеся зарубежной проблемой, к сожалению, присутствуют и в нашей жизни, волна насилия, захлестнувшая многие страны, докатилась и до нас. И если взрослых, состоявшихся и уверенных в себе, трудно изменить, то неокрепшие, несформировавшиеся души детей и подростков находятся в реальной опасности.
Коллектив ученых из Шефилдского университета дал точное определение: буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистских потребностей у определенной категории акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей. Дети на вопрос о причинах детской жестокости называли следующие:
Чтобы позабавиться над кем-то
Хотят быть сильными
Ссоры, обиды
Обзывают, дразнят (это уже дети говорят о формах проявления жестокости)
Новички
Просто чешутся кулаки, охота драться
Чем-то не нравится этот человек
Потому что их боятся и не дают сдачи, потому что понимают, что если пожалуются, то обидчик обидит в 2 раза сильнее
Ненависть
Зависть
От расстройства нервной системы
Из-за характера
Может, что-то было в семье
Педагоги, говоря о причинах, называли следующие:
Для самоутверждения
Непонимание последствий своих поступков
Просмотр ТВ
Компьютерные игры
Отсутствие воспитания в семье, отдаленность от родителей
Отрицательный пример родителей
За компанию
Мнение психологов:



1. Агрессивности подвержены дети, которые не контролируют свои эмоции и чувства. Кто виноват - вопрос риторический, потому что с одной стороны это все идет из семьи, мамы первоначально рождают ребенка с определенными чертами характера. С другой стороны, ребенок попадает в среду детского сада, школы. Сложно говорить о том, что детскую агрессивность можно предотвратить, потому что каждому из нас в определенный момент присущи переходные периоды в жизни, связанные именно с перестройкой организма, например, гормональной системы. К сожалению, часто человек не всегда может себя понимать и контролировать.
Основные моменты, когда человек способен на агрессивные, жестокие поступки, это с 5 до 8 лет, потом от 12 до 14, и третий - с 21 до 25 лет. Школьные конфликты попадают именно в возрастной промежуток с 12 до 14 лет. Кто в этом возрасте не дрался, просто не ссорился? Да все мы это делали, потому что организм человека растет, и это неизбежно. Родители на сегодняшний день не всегда осознают уровень ценностей, который прививают детям. Об этом говорит статистика случаев жестокости детей.
2. Есть понятие - кризис темперамента. Нужно понимать, что человек рождается всего лишь с одним видом темперамента, и других для него просто не может быть. То есть флегматик уже никогда не станет холериком. Но условия, в которые попадает человек, диктуют свои требования. Темперамент не изменяется, но получает свои черты. И когда родители требуют от ребенка одного принципа поведения, а он внутри другой, возникает кризис. Как правило, получаем сопротивление или агрессию.
3. Еще одна причина агрессии - бесконтрольность. Либо наоборот - жесткий контроль со стороны родителей. Итог тут понятен.
4. Немаловажен феномен гиперактивности. Его еще называют «дефицит внимания». Это, прежде всего, проблемы нервной системы плюс психики. Гиперактивные дети - это особая категория, с которыми необходим комплекс работы психолога, невропатолога, иногда даже психиатра. У такого ребенка обычно даже не стоит вопрос - подраться или нет. Он просто дерется. Он соображает в два-три раза быстрее, чем обычные дети, но при этом контролировать себя он практически не может. Причина: проблемы психики плюс неправильная или слишком правильная позиция родителей в отношении данного ребенка. Это крайность, из которой сам человек уже не может выйти. Тут обязательно нужна помощь.

Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.
В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой».
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей - это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других - порча их личных вещей, заталкивание под парту, вымогательство. Для третьих - откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.
Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:
1-я группа - проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа - проявления, связанные с сознательной изоляцией пострадавших.
На сегодняшний день принято выделять три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:
1.      Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности - все это весьма характерно для жертв травли.
2.      Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) - это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников.
Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» одноклассника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями органического генеза, детей-невротиков.
3.      Стигматизация - расовые (национальные как вариант) и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.
Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.
Поведенческие особенности:
-       дистанцированность от взрослых и детей;
-       негативизм при обсуждении темы буллинга;
-       агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности:
-       напряженность и страх при появлении ровесников;
-       обидчивость и раздражительность;
-       грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Какие же способы защиты от жестокости предлагают дети?
Пожаловаться/ обратиться/ попросить помощи у учителя, кл.руководителя, охранника, директора школы (это самый распространенный вариант). Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Как видите, любой педагог должен быть готов к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. К сожалению, бывает так, что взрослые не придают значения сложным взаимоотношениям разных детей друг с другом до тех пор, пока эти отношения не становятся чрезмерными. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.
Поговорить с человеком, который обижает
Не обращать внимания на обидчика/не выходить из класса/убежать
Пойти на тренировку и подкачаться/самозащита/побить/дать отпор врагу, на всякий случай нос разбить
Попросить помощи у друга
Сказать родителям (это единичный вариант – говорит о степени доверия, близости детей и родителей)
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации. Сбор информации проводится по следующим направлениям: -       от самого пострадавшего;
-       от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:
-       реальность самого буллинга;
-       его длительность;
-       его характер (физический, психологический, смешанный);
-       основные проявления буллинга;
-       участники (инициаторы и исполнители буллинга);
-       их мотивации к буллингу;
-       свидетели и их отношение к происходящему;
-       поведение жертвы (поcтрадавшего);
-       динамику всего происходящего;
-       прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика
Первичная профилактика буллинга реализовывается по трем направлениям.
1.      Создание условий недопущения буллинга.
2.      Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
3.      Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
Мир становится жестоким? Мир действительно станет жестоким, если мы не будем вместе: и учителя, и родители - не будем заниматься воспитанием своих детей, учить их добру и терпимости. Если мы не научим их строить отношения по-человечески, уважая не только себя, но и окружающих. И жить в таком мире страшно будет всем. Наше будущее действительно в наших руках.www.alted.ru/oo356/doc/vol3.doc
Subscribe

  • (no subject)

    -Это не преступление, это – ошибка, – глухо ответил «второй наци» Германии. – Я могу признать только, что мы поступили опрометчиво потому, что, как…

  • С Днём Победы,товарищи!

    Пол Херсона,наверное,сегодня смотрели Парад Победы на Красной площади.Мама рассказывала,потом вышли на улицы,делились впечатлениями,многие,многие…

  • Многие без вас отбились от рук.

    Товарищ Ленин, я вам докладываю не по службе, а по душе. Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже. Освещаем, одеваем нищь и о́голь,…

promo lupersolski february 2, 2013 11:50 9
Buy for 30 tokens
Когда-то Жорж Санд, говоря о противоречивой натуре своего соотечественника, очень точно подметила: «Никогда это сердце не испытывало жара благородного деяния, никогда честная мысль не проходила через эту трудолюбивую голову. Он — такая редкостная чудовищность, что род человеческий,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments